www.tanzuem.ru 


Рождение танца мамбо

Танец является культурно-историческим наследием общества, наряду с религией, письменностью, мышлением и напрямую связан с территорией проживания. Поэтому начинающему танцору необходимо знать обычаи и нравы общества, в котором зародился тот или иной танец.

Ни для кого, ни секрет, что местом рождения танца мамбо признана Куба, в местечке, где имелись большие поселения гаитян. Изобретения танца предписывается Пересу Парадо, который исполнил его в ночном клубе La Tropicana в Гаване в 1943 году.

Куба, как и другие страны центральной Америки, находились на стыке трех религиозных направлений, с одной стороны местное (коренное население) со своими нравами и обычаями, с другой — колонизаторы с Христианским учением и с третьей- рабы с «черного континента» с таинственными и мистическими обрядами. Все вместе это переплелось в Вуду (Voodoo – англ; Santeria – испан; Macumba –порт.) – монотеистическую синкретическую религию, которая связала между собой африканскую магию и европейский католицизм, официально признана Ватиканом, как разновидность католицизма в 1860 году.

В переводе с языка Fon, одного из наречий Dahomey (Dahomey)(район Западной Африки) слово vodun происходит от vodu, что означает «дух» или «божество», именно там и находится по приданию место обитания божеств vodun — лоа (loa).

Само слово вуду пишется vo-dou или vo-du. Префикс «vo» — означает самосознание, контроль, а «du»- способ перехода в неведанное.

Существует еще масса переводов этого слова, так как его звучание от Европы до Африки различное и несет в себе далеко неоднозначный смысл.

Мамбо — жреческое сословие в сектах Вуду, по другому унганы Жрецами Вуду могут быть как мужчины, так и женщины, называемые соответственно папалоа и мамалоа. Обязанность унганов – проведение служб и вызывание лоа. Символом власти жрецов служат сделанные из высушенной тыквы погремушки или по-другому маракасы.

Необходимо отметить, что именно во время своего танца мамбо, впадают в «транс» и осуществляют связь с духами лоа. Возможно, поэтому танец назван именно мамбо.

Жители Гаити говорят: «Католик идет в церковь, чтобы разговаривать о боге; вудуист танцует во дворе храма, чтобы стать богом». Чуть ли не каждый обитатель Фон-Паридьена посетил (и не один раз) хунфор (вудуистское святилище), попрыгал там вокруг столба, предназначенного для обрядовых плясок. Однако вудисты к обрядовым ритуалам относятся трепетно, если лоа преподнести не то блюдо или станцевать в их честь не тот танец, они могут рассердиться и навести порчу.

Мало кто знает, что одна из самых крупных сект Вуду действует в США, и несмотря на то, что секта признает учение Библии, ее культовая практика сводится к ритуальным танцам в полнолуние.

Заглядывая в истоки Вуду, а именно в одну из религий Африки – Пало, можно увидеть особые ритуальные песнопения, речитативы к нфумбе и Нкиси, или по-другому мамбо. Нкиси (Нганага, Нкисо, Никиси) – ритуальный сосуд, в котором обитает душа умершего или Мпунгу.

Еще одним термином неотрывно связанным с Вуду является зомбирование. Зомбирование подразумевает управление физическим или психическим телом человека. К методам управления человеком можно отнести музыку и танец.

Уже с давних времен известно воздействие музыки на состояние человека. Знаменитый Пифагор создал теорию о музыкально-числовом строении Космоса, Платон считал, что сила государства зависит от того какую музыку слушает народ, Аристотель описал лады, ведущие к изменению психики. И не для кого ни секрет, что тибетское моноголосовое пение, свещенные песнопения суфийских орденов, индийские бхаджаны и киртаны, а также искусство надо-йоги вводят индивидуума в транс.

Транс – особое состояние психики человека, характеризующееся частичным торможение коры головного мозга. При этом главным критерием является утрата контроля сознания.

Музыка с одной стороны, выстраивает в коре головного мозга определенный ассоциативный ряд, который способен как стимулировать организм человека, так и успокаивать его. С другой стороны — влияет на психофизиологию человека через ритм. Музыкальный ритм, сам по себе, может успокоить или возбудить сердечную деятельность, ускорить или замедлить обменные процессы.

Известны способы кодирования человека при помощи основных параметров музыки: медленная мажорная – спокойствие; медленная минорная –печаль; быстрая мажорная – радость; быстрая минорная – гнев.

Особый интерес представляет движение человека. Профессиональный пианист «бьет» по клавишам не задумываясь о следующем движении пальца, опытный инструктор восточных единоборств проводит свои тао (ката) на «чистом сознании», многие спортсмены научены так, что их мышцы работают автоматически. Все это возможно только в результате долгих и упорных тренировок, так как мышечный аппарат человека обладает памятью.

Процедурная память — это такой вид памяти, при котором происходит запоминание моторных (двигательных) действий. При этом осуществление этого вида памяти может происходит неосознанно.

По своей сути разучивание танцевальных движений состоит в тренировке мышечной (процедурной) памяти, для того, что бы во время звучания музыкального произведения танцор, как можно меньше задумывался о выполнении последующих движений. В результате танец представляли собой один непрерывный испепеляющей страстью поток меняющихся линий.

Проводя параллели между ритуалами и обрядами афро-американской культуры и организацией современных дискотек в ночных клубах можно найти тесную связь. Так, психическое и физическое состояние танцующих на вечеринках зависит от подбора музыки и настроя ведущего, что в свою очередь может привести к резонансу и непроизвольному «выталкиванию танцора в океан гармонии звуков и движений». В этом случае ведущий превращается в «папалоа» (вудического жреца), танцор, впавший в транс становиться мамбо. Лоа замещает на время (а может быть навсегда) пляшущую душу или «gros bon ange» (маленький добрый ангел), а колдун бокор собирает ее в кувшин канари.

«Маленький добрый ангел» — индивидуализированная часть души, источник всего личного. Он способен легко отделяться от тела и возвращаться назад (это происходит во время сновидений, или сильного испуга, или во время «транса» — когда он временно замещается на лоа. Именно «маленький добрый ангел» является мишенью магических операций и объектом магической защиты, т.к. связан с кармической звездой. Таким образом, впадая в «транс» танцор становится уязвимым, т.к. через возведенный «мост» между его телом и ритмами становится возможным управлять его психической энергией.

Возможно, сам ведущий дискотек может не осознавать что делает, т.к. многие бокоры имеют в своем подчинении несколько зомби (живых мертвецов) или танцующих зомби, послушно исполняющих волю своего господина .

Прежде чем танцевать под неизвестные, чужеродные ритмы задумайтесь…

 
 
Яндекс.Погода
 
Rambler's Top100